Юридическая служба регистратора доменных имен «Nethouse.Домены» написала для vc.ru статью об основных проблемах администраторов доменов в нашей стране, а также дала советы, как их избегать.

Когда интернет в РФ только зарождался, домен был не более чем адресом в строке браузера. Сегодня же доменное имя является неотъемлемой частью бренда и элементом фирменного стиля. По данным Координационного центра национального домена (КЦ), число зарегистрированных имен в доменной зоне .RU превышает 5 миллионов, а в зоне .РФ — 800 тысяч.

Повышение значимости и важности доменного имени не только для бизнеса, но и для любого другого дела, будь то школьный сайт или форума дачников, создает целый ряд вопросов, с которыми приходится сталкиваться администраторам (владельцам) доменов. В статье остановимся на наиболее актуальных.

1. Правообладатели

Товарные знаки, торговые марки, бренды и контент имеют своих собственников, гордо именуемых в нашей стране  «правообладателями». В последнее время они стали уделять все больше внимания защите своих прав в интернете.

Нередко администраторы доменных имен становятся ответчиками в судебных заседаниях, в основном это происходит по искам от компаний, владеющих зарегистрированными в России товарными знаками или правами на аудио-визуальный контент.

Цель судебных исков правообладателей к владельцам доменных имен — привлечь их к ответственности за нарушенное право и забрать права администрирования на спорный домен, а также взыскать еще и компенсацию.

Почему правообладатели идут в суд? Чаще всего из-за того, что они не желают платить за домен, а его администратор не расположен отдавать своё доменное имя за бесценок.

Все слышали новости о «налоге на болванки Никиты Михалкова», «налоге на Google» и, конечно, «антипиратском законе». Все эти истории воспринимались как информационный шум и быстро забылись, но проблем администраторам доменных имен добавилось.

Как только закон предоставляет новые возможности защиты прав, правообладатели, как правило, ими пользуются. Они подают судебные иски о запрете использования и делегирования спорного домена и даже требуют «признать незаконной регистрацию доменного имени». Последним вариантом недавно отметились представители бренда Michlen в иске к администратору домена michlenfootwear.ru. Суд, в прочем, в данном случае отказал в иске и сохранил за текущим администратором право на оспариваемое доменное имя.

Также в начале 2016 года представитель товарного знака Brave-soldiers обратился с иском в суд  к администратору доменного имени brave-soldiers.ru о передаче преимущественного права на регистрацию данного домена и взыскания причиненного ущерба в размере 100 тыс. рублей. Позднее судебное производство по этому делу было остановлено, так как правообладатель забрал свой иск после переговоров с его регистратором и администратором домена.

Это случаи закончились, можно сказать, хорошо, но так бывает всегда. Обычно, уповая на собственные возможности, администраторы лишаются прав на зарегистрированный домен и платят компенсации правообладателям.

В начале 2016 года известный производитель российский грузовиков из Татарстана прислал доменным регистраторам претензии с требованием остановить продажу доменных имен в зонах .RU и .РФ «с определенной буквенной последовательностью, возможно, с промежуточными символами в виде цифр или с удвоенной одной или двумя буквами», то есть похожих на доменное имя kamaz.ru.

Очевидно, что данный правообладатель видит бизнес по регистрации доменных имен как некое предложение к продаже уже существующих, определенных наименований, покупка (регистрация) которых приводит к нарушению его прав. Он категорично определяет, что домены не могут регистрироваться добросовестными администраторами, деловыми партнерами, контрагентами, производителями запчастей, автодилерами или сервисами техобслуживания.

Это наглядный пример недопонимания правообладателем некоторых особенностей и нюансов сегмента доменных имен и взаимоотношений между его участниками. И это недопонимание приводит, как показывает практика, к новым конфликтам, вытекающим в дорогие и долгие судебные разбирательства.

Поэтому правообладателям следует отметить тот факт, что обычный клиент регистратора, регистрируя для своего проекта доменное имя, не имеет возможности знать, что оно схоже или полностью совпадает с каким-либо товарным знаком. А доступного инструмента для проверки схожести регистрируемого имени или товарного знака в нашей стране пока нет и в ближайшее время не предвидится. То есть другими словами — новоиспеченный администратор не располагает достоверными сведениями о зарегистрированных в России товарных знаках.

2. Администрирование доменного имени

Зарегистрировать домен сейчас очень просто: необходимо найти свободное имя, выбрать доменную зону и оплатить его регистрацию. Вопросы к администратору могут всплыть позднее, к примеру, при передаче  прав администрирования домена или его очередном продлении часто выясняется, что идентификационные или контактные данные не верны или не актуальны. Правка данных может занять определенное время и привести к затратам.

Также стоит помнить о своевременном продлении регистрации доменного имени, иначе оно может быть удалено из реестра и перехвачено другим лицом. Такие инциденты происходят периодически даже с крупными компаниями.

К примеру, птицефабрика «Роскар» в 2015 году не оплатила продление домена роскар.рф, а была вынуждена в дальнейшем его выкупать у нового администратора. Или другой случай известный онлайн-магазин «Юлмарт» в 2013 году забыл заплатить очередной платеж за своё имя ulmart.ru, в следствии чего вебсайт компании был недоступен некоторое время и магазин потерял деньги. Поэтому совет: не забывать оплачивать вовремя продление доменных имен. Для избежание таких случаев необходимо активировать услугу автопродления, которую предлагаю практически все доменные регистраторы.

Существует и другая частая проблема, когда заказчик приобретает для себя сайт у интернет-разработчиков и в комплекте с ним получает домен и хостинг. Позже веб-студия по разным причинам теряется и владелец доменного имени сталкивается с неприятной ситуацией. Оказывается, что домен оформлен на неизвестное лицо и доступ к его управлению отсутствует. А это означает, что ни оплатить, ни изменить регистрационные данные без согласия номинального администратора, указанного при регистрации доменного имени, невозможно.

Поэтому очередной совет: самостоятельно регистрируйте доменные имена для своих проектов, чтобы право на администрирование доменов принадлежало вам или вашей фирме. Или требуйте оформление домена на свою компанию или паспортные данные своего человека.

Текущий администратор домена должен знать, что регистратор в любой момент имеет право запросить у него подтверждение своих персональных и контактных данных. При этом, если через семь календарных дней после отправки запроса администратор не предоставить подтверждение этих данных, то регистратор вправе снять домен с делегирования, то есть отключить. Именно такой случай произошел в феврале 2015 года с доменным именем surfingbird.ru.

В внимательно относитесь ко всем письмам от регистратора.

3. Использование удаленных доменов

Иногда так случается, что пропадает необходимость в интернет-сайте и, соответственно, про него забывается, срок регистрации домена заканчивается и он удаляется из реестра. Новый администратор регистрирует это доменное имя, восстанавливает старый сайт и размещает на нем прежний контент, но несколько видоизмененный, например, продает на нем ссылки для увеличения ранжирования других сайтов.

4. Сделки с доменными именами

Вы запускаете новый проект, придумали красивое имя, но домен с таким названием уже зарегистрирован? В таком случае можно обратиться с предложением о его продаже к текущему администратору.

По сути, покупка домена это передача прав его администрирования домена. Но стоит помнить, что некоторые продавцы вводят в заблуждение покупателей и подменяют термины. В итоге происходит передача содержимого сайта, а не прав по администрированию доменного имени. Поэтому вы можете для проверки отправить запрос на через специальную форму WHOIS на сайте регистратора относительно нужного домена.

5. Отношения с уполномоченными КЦ организациями

Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ) в своей деятельности определяет организации, уполномоченные в области работы с доменными именами. В их числе, Роскомнадзор, Group-IB, Лига безопасного интернета и др.

Каждая из этих компаний может заниматься строго определенной деятельностью, рамки которой определяет КЦ. Например, она может быть связана с распространением противоправного контента  или с расследованием компьютерных инцидентов и т.п.

Как показывает практика, такие организации обращаются к регистратору в случае выявления нарушения с требованием снять с делегирования определенный домен. Разделегировать такие домены или нет, решение принимает каждый регистратор самостоятельно.

К сожалению, не всегда такие уполномоченные компании исходят по отношению к владельцам доменных имен с пониманием функционирования их проектов, поэтому часто возникают спорные вопросы или даже злоупотребления своим положением. Например, компания просит регистратора разделегировать домен по основаниям, которые не входят в область их компетенции, определенных Координационным центром.

Поэтому, если ваш домен был заблокирован по требованию какой-либо организации, сразу стоит обратиться к своему доменному регистратору и запросить копию такого для его изучения. Если требование о блокировке содержит недостоверные данные, которые не соответствуют фактическому положению, сообщите об этом факте  регистратору и в Координационный центр.

Советы для владельцев доменов